Новости

Президент Ассоциации "Укравиапром" Виктор Попов: "Ни Кабмин, ни Президент не слышали и не хотят слышать авиастроителей"

Будет ли сокращение производственных программ в условиях пандемии? О планах в условиях кризиса, о возобновлении проекта по государственно-частному партнерству.

- Виктор Васильевич, в условиях пандемии и экономического кризиса компания будет сокращать производственные программы?

- Любой кризис — это переосмысление ситуации и наведение резкости на то, что делает правительство, хозяйствующие объекты. Этот кризис будет подтверждать то же самое, я глубоко убежден. Сейчас все внимание сосредоточено на Кабмине. На мой взгляд, Кабинет Министров, как и при Президенте Петре Порошенко, так и при Президенте Владимире Зеленском не предпринял эффективных мер, которые нужны для реального развития экономики.

Приведу пример. С одной стороны, начиная с 2014 года правительство говорило, что мы в состоянии военного конфликта, что необходимо усилить армию военной техникой, в частности и авиационной техникой, с другой стороны, неоспоримым является факт, что предприятия ОПК были и остаются незагруженными, более того, начиная с 2014 и по сегодняшний день их загрузка падала. Что отчасти и повлияло на общее падение промышленного производства в Украине. Это нонсенс. Как это может быть, чтобы в воюющей стране Госооборонзаказ неэффективно выполнялся?! К тому же, будем откровенны, коррупция в ОПК за эти годы увеличилась. Большие деньги выделялись на приобретение оборудования, но они были направлены не по целевому назначению. Общество видит, в том числе и через СМИ, коррупционные схемы, разворовывание. Экономика не ощутила денег, выделяемых на Гособоронзаказ, а бюджет не увидел дополнительных поступлений от налогов. Это факт!

Мы надеялись с приходом к власти Президента Владимира Зеленского ситуация изменится, но в Кабмин пришли совершенно некомпетентные люди, которые не имеют опыта. Если посмотреть на Министерство экономики, на его структуру, кадровый состав, на самого уже бывшего премьер-министра Алексея Гончарука, на его действия – он показал полнейшую беспомощность.

Если брать усилия Ассоциации "Укравиапром" в области авиастроения, то за период существования нового правительства, начиная с сентября-октября и до сегодняшнего дня мы провели ряд таких мероприятий, которые были направлены на выработку предложений для правительства, для Министерства экономики. Провели ряд круглых столов, заседание профильных комитетов Верховной Рады и Комитета по экономическому развитию и по два заседания Совета по нацбезопасности и обороне. Но что парадоксально – ни одно наше предложение не было воспринято. Ни по одному предложению не были выпущены организующие документы, ни в Минэкономики, ни в Кабинете Министров. Мы требовали проведения заседания СНБО по вопросам авиации, оно не состоялось. Мы требовали проведения встречи с президентом в узком кругу (авиапром, профсоюзы, работодатели и узкий круг специалистов) и так мы не добились встречи с президентом и никаких действий. Это говорит о том, что нас не слышал ни Кабмин, ни президент. И не хотят слышать! Возможно, кризис подтолкнет к переосмыслению сложившейся ситуации, ведь такие отрасли, как космическая и авиационная – флагманы, локомотивы реального сектора экономики. Но ни одно предложение, которое мы давали в Кабинете Министров, ни одно предложение, которое было направлено тогда еще кандидату в президенты Украины Владимиру Зеленскому во время предвыборной кампании, не было услышано и не было никаких действий. Это факт и это печально.

- То есть сейчас, во время экономического кризиса, можно брать предложения Ассоциации "Укравиапром", и они смогли бы дать толчок в развитии машиностроения?

- Да. С нашей стороны мы сделали все, что могли. И не отказываемся снова разработать план действий с учетом экономического кризиса. Но 90% наших наработок можно уже сейчас выполнять. Мы говорили в конце 2019 года о том, что есть два постановления Кабинета Министров, принятых ранее. Это постановление по ОПК и ВВТ (вооружению и военной технике), где сформулированы, конкретные шаги, разработаны конкретные суммы, обсуждены и согласованы. Есть постановление Кабинета Министров, но оно не выполняется. Мы предлагали внести коррективы в бюджет 2020 года – это тоже не внесено. На совещании Министерства экономики мы предлагали создать рабочую группу. Рабочая группа создана, написаны протоколы. Мы разработали стратегию развития авиационной промышленности до 2030 года. Она должна была утверждена в первом квартале этого года, во втором квартале должна быть утверждена программа развития авиационной отрасли на основании стратегии на 30 лет, для того чтобы мы могли спокойно запустить бюджетный процесс на 2021 год. Хотя бы чтобы мы в 2021 году работали осмысленно.

Но ничего не сделано со стороны Кабмина, министерства. Нет конкретики ни по производству изделий авиационной техники, ни по каким-то программам, ни по предприятиям. Все что есть лишь – "в целом и общем". Взяты какие-то цифры, я так подозреваю, что это цифры из программы на 2019 год. Взяли старое, переписали, но под этими документами нет конкретной базы. Когда Украина формировала пакет законодательных актов для ассоциации с Европой были приняты некоторые программы, которые бы стимулировали экономику Украины, промышленное производство. Это законодательство о научных парках, о кластерах, но механизмы не разработаны, то есть это просто бумага. Эти законы не действуют потому, что нет механизмов. Поэтому мы не можем интегрироваться в европейские кластерные научные площадки. Хозяйствующие субъекты Украины не могут участвовать в программах, которые есть в Европе, где выделяются гранты, и они не сокращены даже в условиях кризиса. Сегодня мы участвуем через польские площадки. Участвует польская фирма или университет, он набирает наших специалистов, мы выполняем работу, получаем копейки. Считаю, что это абсолютная некомпетентность правительственных органов, прежде всего Министерства экономики и Кабинета Министров. Что это, как незаинтересованность в развитии реального сектора экономики. Много внимания уделяется рынку земли. Да, это важно. Но Украина – это не только черноземы. Украина обладает колоссальным научно-производственным потенциалом и может производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, а не только экспортировать зерно.

- Экономический кризис сравнивают с Великой депрессией первой половины прошлого века. Тогда правительства активно внедряли масштабные госпрограммы по строительству, промышленному производству. Как вы оцениваете создание индустриального парка для предпринимателей, бизнеса с минимальным или вообще нулевым налогообложением на базе свободных мощностей ХАЗа, ФЭДа?

- Мы видим, что за последние пять лет объем промышленного производства падает и падает, но так не может продолжаться. Если правительство ставит задачи – оно должно их выполнять. Индустриальный парк или технопарк должен иметь содержательную часть. У нас даже был закон о свободной экономической зоне для технологичной и научной продукции, но и он не работает. В Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Германии – этих кластеров, технопарков, индустриальных парков десятки, а то и сотни, а у нас нет ни одного. На мой взгляд это говорит о том, что Украине или не дают реализовать свой промышленный и научный потенциал, или наше правительство не хочет этого делать. Сейчас в СМИ много информации о внешнем управлении Украиной. Не хочется в это верить. Но крайне неэффективные действия Кабмина по развитию промышленности, высокоточного машиностроения, науки заставляют думать, что нашу страну хотят превратить в аграрную державу.

Я глубоко убежден в том, что правительство должно слышать бизнес, создавать условия и пробовать. Это аксиома. Это взаимодействие работает и дает результат, который должен состоять в создании рабочих мест, повышении налоговых отчислений, пополнений бюджета всех уровней и т.д. Если этот механизм работает, его надо масштабировать, если не работает – то не работает, нужно пробовать другие варианты, но главное – не бездействовать.

- Возможно ли возобновить проект по государственно-частному партнерству между АО "ФЭД", ГП "ХМЗ "ФЭД" и ГП "ХАКБ", предложенный вами несколько лет назад?

- Безусловно. Вопрос технопарков, свободных экономических зон, государственно-частного партнерства – их надо пробовать, не надо много говорить. Что касается государственно-частного партнерства, то каждое новое правительство говорило "мы сейчас открыты" и т.д. В марте я написал письмо новому правительству и "Укроборонпрому" о том, что давайте мы реализуем проект государственно-частного партнерства. "Укроборонпром" при Януковиче отказывал, при Порошенко отказывал, и сегодня при Зеленском он тоже отказывает. Как это понимать? Никаких причин. Официальные ответы на наши предложения: "Нецелесообразно". А что целесообразно? Разрушающийся Харьковский авиазавод? Государственный "ФЭД", работающий на оборудовании, которому полвека, а то и больше?

Если ничего не пробовать, то ничего и не получится. Надо пробовать. В этом плане у большинства хозяйственных руководителей просто опускаются руки потому, что предложения не воспринимаются, а сверху никаких предложений не идет, программы не утверждаются, инициативы не поддерживаются.

Еще раз говорю, механизмов очень много. Более того, мы имеем перед собой опыт развивающихся стран, стран Восточной Европы, которые вошли в европейское сообщество, опыт Южной Кореи. Там же есть многовариантность решения этих вопросов. В малом и среднем бизнесе – господдержка стартапов. В крупном бизнесе – механизмы с большой банковской государственной поддержкой, которая касается налогообложения, поддержки льготными кредитами, налоговыми каникулами. В Украине же за последние семь лет государство самоустранилось от поддержки бизнеса, промышленности, машиностроения, науки. Более того, законы, которые были приняты ранее, о поддержке самолетостроения, были отменены с приходом Арсения Яценюка и только при Кабмине Владимира Гройсмана нам невероятными усилиями удалось вернуть это законодательство. Яркий пример с Санэпидемслужбой. Сначала бездумно упразднили, сославшись на коррупцию в этой структуре, а теперь в суматохе борьбы с коронавирусом возобновили ее работу. Кризис показал, что является жизненно важным для страны. Еще пример. Что мы видим сейчас во время пандемии и кризиса? Гражданская авиация на земле, а в небе – транспортные самолеты, в том числе и "Антонова", которые доставляют препараты, медоборудования в разные страны мира. Кризис показывает, какие отрасли важны для государства.

Но парадоксальная ситуация – государство вернуло закон, но нет внутреннего заказа. Все ориентировано на вывод денег, на закупку товаров не национального производителя. Все это искусственные игры на финансовом рынке. Тут даже школьнику понятно, что это такое.

- При формировании нового Кабинета Министров Украины рассматривалась кандидатура глава КБ "Луч" Олега Коростелева на должность вице-премьера по промышленности, но он отказался. Вы говорите о том, что в правительстве нужны профессионалы. Вам предлагали должности в правительстве? Вы бы пошли работать в Кабмин?

- Что касается Олега Коростелева, то он профессионал с большой буквы. Но пойти работать в Кабмин без полномочий – это неэффективно. Возможно он поторопился с решением. Я понимаю, почему он отказался. Работа в Кабмине – это политика и бюрократия. Но страна и аэрокосмическая отрасль нуждаются в профессиональных менеджерах. Мне не предлагали пойти в Кабмин. Если быть откровенным – большого желания работать в Кабмине нет. У меня нет политических амбиций. Я технократ. Если бы предложили я бы согласился, но с определенными условиями. Мне не нужна должность ради должности. Но я хочу изменить к лучшему положение дел в аэрокосмической отрасли, в машиностроении. Это – флагманы экономики. Я бы, как кризисный менеджер, смог бы год-два поработать в Кабмине и дать вектор развития и подготовить молодые кадры, у нас много талантливых молодых людей, которые бы смогли дальше реализовывать промышленную политику страны.

- Как работает компания FED в условиях пандемии и экономического кризиса? Есть риск сокращения производственных программ?

- Безусловно, чтобы промышленность работала, нужны заказы. Наша компания на протяжении 2018-2019 годов работала, прежде всего, над формированием пакетов заказов, к сожалению, ориентируясь на внешние рынки. Внутренних заказов практически нет. Если взять те заказы, которые идут на внутренний рынок, то их около 5% от всего портфеля контрактов. Все остальное мы или напрямую изготавливаем на экспорт или участвуем в экспортных программах объектовщиков таких как "Ивченко-Прогресс", "Мотор Січ", "Артем", "Южмаш", "Луч". Можно с уверенностью сказать, что внутренний рынок для высокотехнологичной продукции пустой, для такого еще достаточно мощного и самое главное обладающего научно-техническим и производственным потенциалом машиностроительного комплекса как на Украине, и это наша беда. Это задача правительства – направить все это дело на создание вагонов, самолетов, троллейбусов, трамваев, тех же самых турбин и других изделий машиностроения. Особенно сейчас это важно, потому что кризис заденет безусловно, все сферы, сферу услуг и сферу производства, сельского хозяйства. Те наши трудовые мигранты, которые работали в соседних странах, будут вынуждены вернуться домой и будет большой вопрос, который возникает уже сейчас – что им здесь делать? Центры занятости будут перегружены. У них не будет хватать бумаги, чтобы записывать безработных, я в этом убежден. Нужны внутренние программы по созданию рабочих мест и другого варианта нет.

Источник: https://censor.net.ua/r3195109